ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Смольникова Ирина Владимировна
учитель технологии, ИЗО, ПДО высшей квалификационной категории
УР, Красногорский р-он, д. Бараны
smolnikovaiv@mail.ru

Смольникова Ирина Владимировна

учитель технологии, ИЗО, ПДО высшей квалификационной категории
МЕНЮ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Начальное техническое моделирование» отвечает требованиям нормативно-правовых документов: Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Устава учреждения, Локального акта учреждения «Положение о разработке дополнительных общеобразовательных обще-развивающих программ».

За основу данной программы взята типовая программа А.П. Журавлевой «Кружок начального технического моделирования» («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся»: - М.Просвещение.1988.)

Направленность – научно -техническое.

Актуальность программы: Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Программа «Начальное техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в кружке позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.

Объединение начального технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству, т.к. в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Данный кружок даёт возможность учащимся познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.

Отличительные особенности программы:

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Программа включает следующие разделы:

1.

Основы конструирования

2.

Постройка моделей

3.

Авто-модели и игрушки. Аппликации

4.

Творческие проекты

5.

Экскурсии

6.

Заключительное занятие

Занятия кружка состоят из теоретической и практической частей.

На протяжении всего периода обучения с обучающимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.

По мере накопления знаний и практических умений по моделированию педагог привлекает воспитанников самостоятельно проводить анализ моделей, участвовать в проектной деятельности и защите своих проектов.

Для оценки изготовленных моделей обучающимся задаются вопросы (например, «модель какого технического объекта ты демонстрируешь?», «каково назначение и ее вид?», «из каких узлов она состоит?», «какие особенности имеет, чем отличается от других объектов?»). При анализе модели и защите проекта от обучающихся требуется применение правильной технической терминологии.

Анализ модели позволяет воспитанникам вспомнить предыдущий материал, упражняет их в наблюдательности, в выделении главного, в возможности самостоятельного применения приобретенных опыта и знаний. Защита проекта позволяет обучающимся получить опыт публичного выступления, развивает у них умение слушать других, развивает мотивацию к саморазвитию. В процессе обучения важным является проведение различных ролевых игр, небольших соревнований по мере изготовления движущихся и летающих моделей, работа по устранению недочетов и ошибок, ремонт моделей. Все это позволяет закрепить и повторить пройденный материал.

Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, людям науки, изобретателям, исследователям, испытателям. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины и ее Вооруженных сил. В программу включен единый комплекс практических работ, который обеспечивает усвоение новых теоретических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, циркуль) и разными материалами (ватман, картон, клей). Свобода выбора технического объекта по заданной теме в процессе обучения способствует развитию творчества, фантазии. Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия  проводятся в разных формах: игры, викторины, защита проектов.

Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся младших и средних классов. При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. Объединение комплектуется из мальчиков  1-6 классов.  Количество детей в группе - 9человек.

Объём программы: 34 часа.

Формы организации образовательного процесса:

Методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление), метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей), игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры (конструкторы, соревнования, викторины), наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература), создание творческих работ для выставки, разработка сценариев праздников, игр. На занятиях объединения НТМ создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Типы занятий: комплексное, занятия-беседы, экскурсии, самостоятельная работа.

Виды занятий: - работу с литературой, чертежами, схемами; - практическая работа; - встреча с интересными людьми; - выставка; - конкурс; - творческий проект; - соревнования; - праздник; - игра.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытых занятий, выставок, конкурсов, соревнований, викторин, игр, защита проектов, итоговая проверочная работа.

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей.

Срок освоения программы: Программа работы творческого объединения рассчитана на 1 год обучения. Программа имеет узкую направленность, поэтому за это время обучающиеся закрепят и расширят знания и умения по основам моделирования и конструирования из бумаги, картона и подручных материалов.

Режим занятий:  1 раз в неделю по 1часу.

Вариативность содержания.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой, начально-технической деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя мир технического моделирования, проявить и реализовать свои творческие способности. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. При осуществлении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у детей активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Интегрированность, преемственность содержания программы.

Программа "Начальное техническое моделирование" направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Техническое образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии.   На уроках учащиеся получают лишь основные знания.  Данная программа даёт возможность для  наиболее  полного формирования следующих знаний:

  • об основных законах цветоведения;
  • о  простейших свойствах бумаги, картона;
  • о принципах и технологии постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
  • о использовании готовых выкроек, шаблонов, а также выполнении их  по эскизам (на основе имеющихся);
  • о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
  • о правилах безопасной работы с циркулем, ножницами, и т.д.;

Изучая основы материаловедения обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики, технологии.

Используемые педагогические технологии.

Информационно-коммуникационные технологии:

Применяются методические пособия - презентации, созданные в программе Рower Роint (с использованием звука, показ слайда "в движении"). Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к выбору темы творческого проекта, в работе над выполнением творческих заданий.

Здоровье-сберегающие технологии.

Для профилактики школьных заболеваний на занятиях используются:

  • режим смены динамических поз,
  • схемы зрительных траекторий,
  • зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).

Проектные технологии.

Главным достоинством данной технологии является то, что в ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. При выборе объектов проектирования учитываются следующие факторы:

  • простые в изготовлении, соответствующие возрасту изделия;
  • наименьшие затраты на приобретение материалов;
  • востребованность изделия.

Цель и задачи программы.

Цель: Обучение учащихся основам конструирования моделей и принципам моделирования.

Задачи:

  • познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей на простых примерах,
  • научить приемам построения моделей из бумаги и подручных материалов,
  • научить различным технологиям склеивания материалов между собой,
  • обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами, применяемыми в моделизме;
  • развивать познавательные интересы, творческое мышление, воображение, наблюдательность, внимание. Выполнения учебной и методической литературы, наглядных пособий.

 

Скачать полную версию

Главное меню

© 2024. Все права защищены.